Экскурсионный маршрут Постольские тропы 2022 деревни Постол
Ресурсы региона и района маршрута
По рукописи П.Н. Луппова, деревня Верхний Постол (Постол Йыл) основана будто бы 350 лет назад. В 1\2 верстах от этого селения имеется вотское кладбище, заброшенное более 50 лет назад.
По отчёту от 18 января 1876 года деревня Верхний Постол Норья приписана к Сретенской церкви села Юськи в 24 верстах от села. В деревне насчитывалось 15 дворов, число жителей - 35 душ.
По данным госархива Кировской области первое упоминание о деревне Верхний Постол обнаружено в списках населённых мест Вятской губернии за 1897 год: Постол Верхний (Постол Йыл) – деревня казённая при реке Постолка в 87 верстах от уездного города Сарапула, с числом дворов 63, мужчин -160, в том числе женщин - 196. На реке возведены три мельницы.
По данным МО «Среднепостольское» на 1 января 2021 года в деревне Постол число жителей составляет - 671 человек, число дворов - 207, 12 улиц.
По территории деревни течёт река Постолка и небольшие речки: Вамьяшур, Суроншур, Датьшур.
Имеется пруды: пруд Замвыр лёг, частный пруд индивидуального предпринимателя Кабанова А.К..
В реках водятся бобры, выдры. Вокруг деревни располагаются леса из хвойных и лиственных пород деревьев, где водятся зайцы, медведи, лоси, волки и лисы, а летом в лесах много ягод и грибов. На горе Замвыр лёг имеется голубая глина, которую используют в лечебных целях.
Целевая аудитория
10+
Рекомендуемый возраст участников: от 10 до 18 лет
Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, малыми группами.
Ключевые направления (тэги)
#История #Культура #Патриотика #Традиции #Природа #Исследователи #Наследие #Родной_край
Маршрут интегрируется в образовательные и воспитательные программы
- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – история, география; мировая художественная культура, музыки, технологии, окружающий мир, Биология, география);
- дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, художественная направленности);
- в рамках внеурочной деятельности;
- программы воспитательной работы.
Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: досуговый, ознакомительный, просветительский.
Цель и задачи маршрута
Цель экспедиции: выяснить, сколько холмов и возвышенностей находятся в деревне Постол и её окрестностях изучить топонимику (оронимы). По собранным материалам разработать маршрут похода выходного дня. Пройти к одной из этих высоких точек.
Задачи:
1. Изучить топографические карты своей местности и изучить местную топонимику ( оронимы).
2. Выяснить местонахождение холмов и высоких точек;
3. Систематизировать найденную информацию;
4. Собрать исторические сведения и фотографии;
5. Встретиться со старожилами, побеседовать.
6. Составить маршрут похода выходного дня.
По окончании маршрута предполагается оформить проектную, исследовательскую работу для участия в региональных, всероссийских конкурсах.
Возможные образовательные и воспитательные эффекты
В результате прохождения маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниями по истории России, Удмуртии.
Метапредметные результаты - в освоении межпредметных понятий, формировании универсальных учебных действий (самостоятельно определять цели деятельности, составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, самостоятельно оценивать и принимать решения, освоение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности).
Личностные результаты – саморазвитие и личностное самоопределение, мотивация к обучению и познанию, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Прохождение маршрута направлено на:
- развитие эмоционального интеллекта;
- воспитание ответственного отношения к историческому наследию;
- развитие коммуникативных способностей.
-вовлечение в исследовательский процесс, самостоятельная работа с источниками.
Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:
– рассказы, беседы, истории об известных людях, значимых событиях, легендах;
– использование интерактивных материалов.
Доступность для детей с ОВЗ
Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий (нарушения зрения, слуха, интеллекта) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.
Сезонность
Круглогодично
Продолжительность маршрута
Продолжительность прохождения: однодневный 3 часа .25 минут поход к одной из возвышенностей
Протяжённость маршрута
Общая протяженность маршрута – 6.3 км.
Населенные пункты, через которые проходит маршрут
Удмуртская Республика, д. Постол, 6.3 км
Нитка маршрута
1.Деревня Постол- Ул. Угловая (Пукон корка) начальный пункт похода, (достопримечательности: Часовня, Верхнепостольский могильника XVII-XVIIIвв., Замвыр лег. (место отдыха и проведения традиционных удмуртских праздников Гужэм юон, Выль), «Пукон корка»- знакомство с историей д. Постол обзорная экскурсия по этнографическому уголку дома посиделок. Знакомство с бытом южных удмуртов.
2. Замвыр лег – Знакомство с историей и топонимикой этого места посещение истока родника.
3. Высокая точка (с этой точки видно три района Малопургинский, Увинский и Якшур-Бодьинский. Видно восемь населенных пунктов.
4.Пукон корка. Конечный пункт похода. Чаепитие с национальными удмуртскими блюдами (шекера, перепечи), подведение итогов похода.
Карта маршрута
Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте
Список литературы
Дмитриев В.П. «История заселения сёл и деревень Завьяловского района» - с. Завьялово 2008г. с109-112.
Ожегов С. И, и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 00 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. -944стр.
Среднепостольская администрация данные из отчетов за 2021 год.
Шургин И. Н., Шкляев В. В. Мы строим дом (Памятники деревянного зодчества)- Ижевск, 1993.- 39с.
Материалы из школьного музея «Моя малая Родина.
Информанты
Кабанова Мария Валентиновна 1950 г.р. старожил д. Постол
Мерзляков Вячеслав Николаевич 1940 г.р Завьяловский район, род. в д. Нижний Женвай
Соловьев Николай Степанович 1950 г.р. уроженец д. Постол