Ресурсы региона и района для маршрута «Здесь был эвакогоспиталь» в городе Сарапул включают:
1. Исторические здания и места, связанные с эвакогоспиталями: здания, где располагались госпитали во время Великой Отечественной войны, и места, связанные с их деятельностью.
2. Музеи и выставки: городские музеи, которые могут предоставить информацию об истории эвакогоспиталей в Сарапуле, а также организовать тематические выставки и лекции.
3. Архивные документы и материалы: местные архивы, где хранятся документы, фотографии и другие материалы, связанные с историей эвакогоспиталей.
4. Воспоминания ветеранов и местных жителей: рассказы людей, которые помнят события тех лет или имеют семейные истории, связанные с эвакогоспиталями.
5. Природные ресурсы: парки, скверы и зелёные зоны, которые могут быть использованы для прогулок и отдыха участников экскурсии.
6. Транспортные возможности: развитая транспортная инфраструктура, которая позволяет удобно добраться до мест проведения экскурсии и перемещаться между ними.
7. Человеческие ресурсы: местные гиды, историки, краеведы, которые могут провести экскурсии, рассказать интересные факты и ответить на вопросы участников.
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Родители старших дошкольников;
- Воспитатели группы старшего дошкольного возраста.
#Эвакогоспитали #История #Культура #Сарапул #Родной край
Маршрут «Здесь был эвакогоспиталь» в городе Сарапул может быть успешно интегрирован в образовательные и воспитательные программы по нескольким направлениям:
1. Уроки истории и краеведения: маршрут может стать частью уроков, посвящённых изучению истории Великой Отечественной войны и роли тыла в победе.
2. Экскурсии и внеклассные мероприятия: организация экскурсий для школьников и студентов с целью изучения истории эвакогоспиталей и их вклада в победу.
3. Проекты и исследования: ученики могут проводить самостоятельные исследования, связанные с историей эвакогоспиталей, используя архивные документы, воспоминания ветеранов и другие ресурсы.
4. Встречи с ветеранами и местными жителями: организация встреч с людьми, которые помнят события тех лет или имеют семейные истории, связанные с эвакогоспиталями.
5. Творческие проекты: создание презентаций, видеороликов, выставок и других творческих работ на основе материалов, собранных во время изучения маршрута.
6. Социальные проекты: организация волонтёрских мероприятий, направленных на уход за местами, связанными с эвакогоспиталями, и сохранение их памяти.
Цель:
Расширение представлений об истории эвакогоспиталей г. Сарапул в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны.
2. Развить у учащихся навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитать у учащихся уважение к подвигу медицинского персонала в годы войны.
4. Расширить знания учащихся о родном крае в контексте Великой Отечественной войны.
Развитие эмпатии и сострадания
Формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну
Развитие навыков командной работы и сотрудничества
Повышение интереса к изучению истории и краеведения
Воспитание бережного отношения к историческому наследию
Маршрут доступен для детей с ОВЗ
Круглогодично
Данная экскурсия в реальном городском пространстве и в реальном времени может продолжаться от 30 до 45 мин с учетом времени перемещения по городу к экскурсионным объектам
2 км
г. Сарапул
Первая остановка на маршруте: Здание Администрации города Сарапула (Эвакогоспиталь № 3892). Вторая остановка на маршруте: Сарапульский колледж социально - педагогических технологий и сервисаСКСПТиС (Эвакогоспиталь № 1736). Все демонстрационные объекты маршрута (ФОТО) - Дом Советов (ЭГ № 3892) - Сельскохозяйственный техникум (ЭГ № 3675) - Медицинское училище (ЭГ № 2695) - Педагогический колледж (ЭГ № 1736) - Школа №15 (ЭГ № 1735) Заключительное слово экскурсовода (Вывод о количестве спасенных бойцов Красной Армии)
Далеко от Сарапула гремела война, шли ожесточенные бои. Нескончаемым потоком шли на запад эшелоны с солдатами, боевой техникой. А на восток – санитарные поезда с ранеными. И уже через несколько недель после начала войны в Сарапул стали приходить санитарные поезда с ранеными.
Первая остановка Дом Советов (ЭГ № 3892)
Сарапул в годы войны был тыловым городом. С первых дней войны сюда прибыли эвакогоспитали - город принял раненых, отдав самые лучшие здания для размещения эвакогоспиталей. В нашем маленьком городе было развернуто 8 госпиталей, где поправляли свое здоровье тысячи раненых, чтобы вернуться в строй.
Уже на 5 день войны в город прибыл первый госпиталь. Под него было отдано самое большое и красивое здание нашего города на Красной площади. И это здание Администрация.
Его выбрали не случайно, потому что железная ветка проходила вдоль реки Кама, до самого центра города. Подходя к месту, санитарный поезд издавал пронзительный гудок, который был слышен по всему городу. К поезду без вызова, без приказа сбегались медсестры, санитары, жители Сарапула.
Сельхоз техникум (ЭГ № 3675)
Медицинское училище (ЭГ № 2695)
Вторая остановка Педагогический колледж (ЭГ № 1736)
Все эти здания были просторные: большие коридоры, светлые окна, много комнат. Там было всё самое необходимое: отопление, освещение, канализация.
Раненых в госпиталях было очень много, бойцы лежали не только в палатах, но и коридорах. Поезда шли один за другим. Хирурги спасали солдатам жизнь.
Операции проводили одновременно на трех-четырех столах. Не хватало хирургов, врачей и санитарок, медицинского оборудования, лекарств, гипса, костылей. Постоянно рядом с больными были медсестры и врачи, которые все душевное тепло, все силы отдавали раненым, стремясь облегчить их страдание и поднять настроение.
Все очень радовались, когда солдаты выздоравливали и уезжали обратно защищать Родину. И плакали, если не удавалось спасти раненых бойцов.
Школа № 15
За окошком дышит холод.
Ветер воет на луну
Помещенье нашей школы
занял госпиталь в войну.
Здесь легко обосновались
предвоенные слова.
И палаты назывались:
Третья – «Б»,
Восьмая – «А».
Заключение: Герои войны не только солдаты и генералы, но и военные хирурги.
В годы ВОВ Сарапул стал самым крупным госпитальным центром в Удмуртии. Потому что он был городом четырёх дорог.
Раненые поступали (доставлялись) в Сарапул по железной и автомобильной дороге. А ещё по Каме пароходами и катерами и авиацией.
1. Пеганова Т.Б. "Город, в котором мы живём" (Книга для детей о Сарапуле). МП "Сарапульская городская типография", 2003 год.
2. Пеганова Т.Б. "Город дОрог" кн. для чтения по краеведению для младшего школьного возраста / 2-е изд., перераб. И доп.- , 2011 год. Г. Сарапул, МУП "Сарапульская типография".—176 с. Ил.
3. Пеганова Т.Б. "Город дОрог" кн. для чтения по краеведению для младшего школьного возраста / 3-е изд. перераб. и доп.- Сарапул: 2019 г. Типография «АлмазПринт»
Образцы инструкций для экскурсии
Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий.
ИНСТРУКЦИЯ № 13
Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий .
I. Требования безопасности перед проведением экскурсии
1. Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности.
2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.
3. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.
4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
5. Не начинать движение без указания педагога.
II. Требования безопасности во время экскурсии
1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога,самовольно не изменять установленный маршрут движения и месторасположения группы.
2. При движении обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться.
3. При переходе улиц, перекрестков, движении по улице соблюдать правила дорожного движения.
4. Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
III. Правила поведения во время экскурсии в музей, на выставку:
— вести себя спокойно, сдержанно;
— внимательно осматривать, слушать, не перебегать беспорядочно отодного экспоната к другому;
— без разрешения ничего не трогать;
— громко не разговаривать;
— не забыть поблагодарить экскурсовода.
IV. Правила поведения во время экскурсии на природу:
— не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения;
— не пить сырую воду из открытых водоемов;
— употреблять питьевую воду из фляжки, которую необходимо взять с собой;
— сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус;
— не разжигать костер, не ломать деревья;
— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.
V. Требования безопасности по окончании экскурсии
1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.
2. Проинформируйте педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3. Уходить по окончании экскурсии, дождавшись разрешения педагога.