Комбинированный
категорийный поход
Да
В природной среде
Да
Да
Да
Нет
Водный поход 1-й категории сложности ориентирован на начинающих туристов, желающих познакомиться с базовыми навыками водных путешествий. Такая категория подходит следующим категориям участников: начинающие туристы - люди, впервые отправляющиеся в водный поход, желающие освоить базовые техники гребли, навигации и поведения на воде, молодежь - учащиеся старших классов школ и студенты вузов, стремящиеся активно провести каникулы и повысить свою физическую подготовку, семьи с детьми старшего возраста - походы 1-й категории позволяют семьям путешествовать вместе, знакомя детей с природой и прививая любовь к активному отдыху, люди среднего возраста - туристы, предпочитающие активный отдых на природе, ищущие новые впечатления и оздоровительные мероприятия, корпоративные группы - компании часто выбирают подобные маршруты для тимбилдинга и укрепления командного духа сотрудников.
Интеграция водного похода первой категории сложности по рекам Березовая и Колва в образовательные программы общего и дополнительного образования позволяет сочетать физическое воспитание, экологическое просвещение и духовно-нравственное развитие учащихся. Рассмотрим возможности такой интеграции подробнее.
Возможности интеграции в образовательный процесс:
1. Физическое воспитание:
Водный поход способствует развитию выносливости, силы, координации движений, укреплению сердечно-сосудистой системы и повышению иммунитета.
Участники осваивают навыки гребли, маневрирования на сплавном судне, учатся ориентироваться на местности и планировать маршрут.
Регулярные физические нагрузки повышают общую работоспособность организма и способствуют улучшению самочувствия подростков.
2. Экологическое образование:
Участие в водном походе помогает учащимся осознать значимость природных ресурсов и ценность экосистем водоемов.
Они получают практические навыки бережного отношения к природе, изучают особенности флоры и фауны региона, узнают о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду.
Мероприятия по уборке территории вдоль берегов рек формируют ответственное отношение к природоохранительным действиям.
3. Патриотическое воспитание:
Путешествие по исторически значимым местам региона развивает чувство гордости за родную природу и культурное наследие.
Рассказы экскурсоводов и преподавателей истории расширяют кругозор ребят, помогая глубже понять историю родного края.
Участие в краеведческих экспедициях стимулирует интерес к исследованию культурных традиций народов Урала.
4. Межпредметные связи:
Организация образовательного процесса в условиях похода позволяет интегрировать элементы математики, физики, географии, биологии, экологии, краеведения и других предметов школьной программы.
Использование интерактивных форматов занятий повышает мотивацию учащихся и эффективность освоения учебных материалов.
5. Воспитание лидерства и коммуникативных навыков:
Работа в команде, принятие совместных решений, распределение обязанностей воспитывают качества лидера, способность брать ответственность за себя и окружающих.
Командообразующие упражнения и игры на сплоченность способствуют развитию эмоционального интеллекта и социальной компетентности.
Да
Маршрут похода начинается в г. Ижевске, откуда на автомобильном транспорте группа доезжает до рабочего посёлка Ныроб, Пермского края (расстояние 350км.) От Ныроба до посёлка Валай заброска на внедорожном транспорте. Маршрут водного похода первой категории сложности по рекам Березовая и Колва представляет собой увлекательное путешествие по живописным уголкам Пермского края и республики Коми. Вот его краткое описание:
Маршрут:
1. Старт: поселок Валай (Пермский край)
Начало пути начинается с поселка Валай, где группа собирает судна и откуда отправляется в водный поход по реке Березовая.
2. Переход по реке Березовая
Сплав по реке Березовая, характеризующейся умеренной скоростью течения и отсутствием сложных препятствий.
Природные красоты: густые леса, тихие заводи, небольшие пороги и перекаты.
3. Переход на реку Колву
Река Березовая впадает в реку Колва, где участники продолжают движение по одной из красивейших рек северо-запада России.
4. Сплав по реке Колва
Продолжается путешествие по реке Колва, известной своими живописными берегами, сосновыми лесами и чистотой воды.
Небольшие трудности в виде мелких шивер и небольших поворотов делают путь интересным и безопасным.
5. Финиш: камень Ветлан (Колвинский)
Завершается поход ву подножья камня Ветлан, тёзки Ветлана с реки Вишера, где участники вновь загружаются на внедорожный транспорт и доставляются в посёлок Ныроб.
Дальше участников похода ждёт культурно – образовательная программа:
- экскурсия по п. Ныроб, посещение центра памяти Михаила Никитича Романова — структурное подразделение Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина,
- переезд к Искорскому городищу, экскурсия по камню Узкая улочка и к часовне Параскевы Пятницы,
- переезд в г. Чердынь. Экскурсия в Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, на Троицкое городище с валом, Ильинской церковью, башней и «Полюдовым следом».
Путешествие заканчивается отъездом группы обратно в Ижевск.
Весна-лето-осень
7 суток
1320 км на автомобильном транспорте, 110 км сплав по воде
Последовательность перемещения:
1. Первый участок: автобус Ижевск → посёлок Ныроб (примерно 350 км):
Время в пути на автобусе составляет примерно 6 часов.
Автобус выезжает рано утром из Ижевска и направляется к поселку Ныроб (Республика Коми).
Остановки в пути для осмотра достопримечательностей и кратковременного отдыха.
2. Второй участок: водный поход по реке Березовая на катамаранах (~3 дня):
Начало сплава по реке Березовая от посёлка Ныроб.
Легкий, ровный маршрут с небольшими порогами и перекатами.
Живописные пейзажи с хвойными лесами и песчаными пляжами.
Каждая ночь проводится в организованном лагере на берегу реки.
3. Третий участок: переезды и водный переход по реке Сылва (~2 дня):
Перевозка туристов и оборудования к месту спуска на реку Сылва.
Новый этап водного путешествия по чистой, прозрачной реке с мягким течением.
Возможность увидеть редкие виды растений и животных, характерные для северных регионов России.
4. Четвёртый участок: посещение Искорского городища и города Чердынь (~2 дня):
По завершении водного маршрута туристы посещают древнее Искорское городище, расположенное неподалёку от Чердыни.
Затем совершается поездка в город Чердынь, известный своей богатой историей и уникальным деревянным зодчеством.
Проводятся пешие экскурсии по городу, осмотр музеев и храмов.
5. Пятый участок: обратный путь на автобусе из Чердыни в Ижевск (~6 часов):
После посещения Чердыни и Искорского городища туристы возвращаются в Ижевск на комфортабельном автобусе.
Дорога проходит мимо живописных лесов и полей Урала, давая возможность насладиться видами природы и обсудить полученные впечатления.
п. Ныроб, пещера Дивья, камень Ветлан, Искорское городище, г. Чердынь
1. Оздоровительно-развивающие цели:
Укрепление физического состояния участников посредством активных нагрузок и пребывания на свежем воздухе.
Развитие общей выносливости, координационных способностей и укрепление иммунной системы.
Формирование здорового образа жизни и повышение интереса к активным видам отдыха.
2. Образовательно-воспитательные цели:
Освоение базовых техник гребли, навигации и управления плавсредствами.
Получение знаний о правилах безопасности на воде и в походных условиях.
Овладение умениями планирования маршрута, взаимодействия в команде и оказания первой помощи.
3. Экологическое просвещение:
Повышение экологической культуры путем ознакомления с уникальными природными ландшафтами рек Березовая и Колва.
Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды и формирования осознанного подхода к природопользованию.
Включение элементов экообразования, таких как сбор мусора, восстановление поврежденных участков природы.
4. Патриотическое воспитание:
Воспитание чувства любви к родине и уважения к традициям своего народа.
Предоставление возможности познакомиться с историей и культурой Пермского края и Республики Коми.
Совмещение прогулок по красивым местам с ознакомительными экскурсиями и беседами об исторических фактах и легендах местных жителей.
5. Социализация и личностное развитие:
Способствование социализации подростков через участие в совместном мероприятии, приобретение новых друзей и расширение круга знакомств.
Стимулирование самостоятельного принятия решений, ответственности за свои поступки и развитие навыков коммуникации.
Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей и талантов, проявления инициативы и творчества.
1. Формирование общетеоретических знаний:
Изучение топографии и гидрологии рек Березовая и Колва.
Углубленное знакомство с местной флорой и фауной, особенностями климата и ландшафта.
Изучение принципов безопасности и профилактики опасных ситуаций на водных объектах.
2. Развитие практических навыков:
Овладение техникой гребли и управлением плавсредством (байдарка, катамаран).
Отработка навыков чтения карты и компаса, ориентирования на местности.
Практическое освоение приёмов оказания первой помощи и обработки ран.
3. Развитие исследовательских компетенций:
Проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, качеством воды и характером почвенных покровов.
Осуществление простых научных экспериментов по определению скорости течения реки, глубины фарватера и температурного режима.
Фотофиксация и документирование увиденных объектов природного и культурного наследия.
4. Развитие коммуникационных и социальных навыков:
Формирование навыков работы в команде, распределения ролей и совместного принятия решений.
Овладение методами разрешения конфликтных ситуаций и взаимопомощи в экстремальных условиях.
Формирование позитивных установок на сотрудничество и взаимное уважение.
5. Эстетическое и нравственно-патриотическое воспитание:
Развитие эстетического восприятия окружающего мира через наблюдение природных пейзажей и архитектурных памятников.
Пропаганда идей сохранения и бережного отношения к природе, исторического и культурного наследия.
Формирование гражданской позиции и ответственности перед обществом и страной.
День 1
Место начала маршрута: г. Ижевск. На автомобильном транспорте следуем до рабочего посёлка Ныроб. Расстояние 350км. Время движения – 6 часов. Выезд утром
День 2
Прибытие в п. Ныроб. Посещение центра памяти Михаила Никитича Романова — структурное подразделение Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина. Экскурсия поселковый цент военно – исторической реконструкции. Погрузка снаряжение во внедорожный транспорт и заброска в п. Валай. Установка лагеря, сборка судов, ужин, ночлег.
День 3
Подъём 07:00. Завтрак, Подготовка судов, проверка экипировки, сплав по реке Березовая, затем по реке Колва.
Ночевка на берегу через каждые 20 км, разводим костёр, готовим ужин и проводим вечернюю программу. На седьмой день финиш, сборка снаряжения, ночлег.
День 4
Окончание сплава по реке Березовая. Перевалка оборудования и переезд на реку Колва.
Начало второго участка маршрута — река Колва, одна из живописнейших рек северного Урала.
День 5-7
1 Татарский мост – скала Камень Бурундук – Камень Паленый
2 Камень Паленый – Гусихинские скалы
3 Гусихинские скалы – пещера Медео – река Нижняя Расья
4 река Нижняяя Расья – скала Моховой камень – река Малая Кочковатиха
6 река Малая Кочковатиха – деревня Булдырья – река Колва – деревня Урцево
7 деревня Урцево – Малый Кикус
8 Малый Кикус – река Вишерка – пещера Дивья
9 Дневка у Дивьей пещеры
10 Дивья Пещера – поселок Вижайха
Продолжаем движение по реке Колва, наслаждаясь её красотой и разнообразием природы. Берега покрыты хвойными лесами, встречаются старинные деревни и памятники архитектуры.
Во время дневных остановок возможны экскурсии к местным достопримечательностям и исторические рассказы.
День 8
Прохождение последних километров по реке Колва и прибытие в конечную точку маршрута камень Ветлан. Сборка снаряжения. Ужин. Ночлег.
На протяжении всего маршрута предусмотрены удобные места для стоянок, оборудованные площадки для приготовления пищи и хранения вещей.
Важные моменты:
Вода в обеих реках чистая и пригодна для питья после кипячения.
Необходимо учитывать погоду и заранее готовиться к возможным изменениям.
Несмотря на лёгкость маршрута, рекомендуем иметь минимальный опыт нахождения на воде или пройти предварительную подготовку перед началом путешествия.
Этот маршрут прекрасно подойдёт для начинающих туристов, семей с детьми и компаний, мечтающих отправиться в первое приключение по бескрайним просторам русского севера.
День 9
08:00 подъём, завтрак. Вновь загружаемся на внедорожный транспорт и едем в посёлок Ныроб.
Дальше участников похода ждёт культурно – образовательная программа:
- переезд к Искорскому городищу, экскурсия по камню Узкая улочка и к часовне Параскевы Пятницы,
- переезд в г. Чердынь. Экскурсия в Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, на Троицкое городище с валом, Ильинской церковью, башней и «Полюдовым следом».
Путешествие заканчивается отъездом группы обратно в Ижевск.
1. Основная литература:
Иванов, Н.В., Казанцев, Е.С. Основы организации туристических маршрутов. Москва: Просвещение, 2019 г.
Смирнова, Т.Н. Организация походов и экспедиций. Екатеринбург: УралГУФК, 2021 г.
Сухарев, А.И. Безопасность в туризме. Новосибирск: Сибирский институт туризма, 2020 г.
2. Дополнительная литература:
Афанасьев, А.Б. Походы выходного дня. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2022 г.
Яковлев, И.М. Путеводитель по Пермскому краю. Пермь: Пресс-сервис, 2023 г.
Картачев, С.П. Оздоровительная деятельность в туризме. Воронеж: Центр учебной литературы, 2022 г.
3. Методические пособия:
Соловьев, А.Ю. Организационно-методические основы спортивного туризма. Москва: Советский спорт, 2021 г.
Попова, Л.Г. Обеспечение безопасности в спортивных мероприятиях. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2020 г.
4. Справочные издания:
Атлас туристских маршрутов России. Выпуск 3. Пермь: Северо-Западное издательство картографического атласа, 2022 г.
Федеральный реестр туристско-экскурсионных маршрутов Российской Федерации. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2023 г.
5. Интернет-ресурсы:
Сайт Федерального агентства по туризму: https://turizm.gov.ru/
Форум «Туризм и отдых»: http://forum.turizm-i-otdyh.ru/
Портал путешествий по России: www.travel-russia.ru