Туристический маршрут "По следам Шамея"





Ресурсы региона и района маршрута 

Туристический маршрут «По следам Шамея» проходит в деревне Безменшур Кизнерского района УР. Деревня находится в 29 км. от районного центра п. Кизнер. На протяжении всей нитки маршрута устойчиво работает сотовая связь и частично Wi-Fi

Целевая аудитория 

Обучающиеся школ Кизнерского района:

- возраст (от 7 до 15 лет)

Дополнительно: участники районных лагерей дневного пребывания детей, детских объединений дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Маршрут предполагает участие совместно с родителями и педагогами. В соответствии с целевой группой планируется протяженность, время движения по маршруту, степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузки. 

Ключевые направления (тэги) 

#История #Патриотика #Природа #Традиции #Родной край #Герои #Отечество #Культура 

Маршрут интегрируется в образовательные и воспитательные программы 

Создание туристско-экскурсионного маршрута «По следам Шамея» тесно связано с программным материалом для краеведческого кружка «Моя малая Родина». Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных школьных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и деятельностью человека.

Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности:

- «Моя малая Родина»

- Занимательная география в вопросах и ответах

     - Воспитательная программа школы 

Цель и задачи маршрута

Цель маршрута: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине.

Задачи:

1.  Развивать экологическую грамотность и воспитывать любовь к родному краю.

2.  Научить выявлять закономерности, взаимосвязи в фактах и наблюдениях.

3.  Способствовать выработке мотивации к целенаправленной, социально-значимой деятельности.

Воспитать готовность к самообразованию и оценке приобретенного опыта 

Возможные образовательные и воспитательные эффекты 

Туристический маршрут помогает реализовать в образовательном процессе системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС. Взаимодействуя с природой, активно познавая социальный опыт предыдущих поколений человек строит сам себя. В игровой форме ученики получают позыв к усовершенствованию действительности, к бережному отношению к прошлому положительному опыту, к активной гражданской позиции, к самосовершенствованию, формированию внутренней позиции как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и природе, к жизни в целом. Формируется функциональная культурная и гражданская грамотность, 

Приобщение подрастающего поколения к изучению исторического и культурного наследия, укреплению чувства сопричастности к истории и культуре России, воспитанию гражданина, любящего свою Родину и семью, 

Доступность для детей с ОВЗ 

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий, в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки). Объекты показа на маршруте не оборудованы в рамках программы «Доступная среда». 

Сезонность 

Рекомендуемый сезон: сентябрь-октябрь; 3 декада апреля-июнь. В этот сезон маршрут наиболее безопасен, привлекателен, интересен. Особые условия и требования к экипировке не требуются. 

Продолжительность маршрута 

  1 день (3-4 часа)

Протяжённость маршрута 

Общая протяженность маршрута 5 км. по автомобильным и проселочным дорогам с небольшими участками пеших переходов. Пешком 500 м. от реки Казанка до дерева долгожителя – осокоря (15 мин). На автобусе от д. Безменшур до реки Казанка 2 км (20 мин.). Дополнительные варианты нитки маршрута посещение Бобровых запруд удлиняют активную пешую часть на 1 км (30 мин.). Посещение священных сосен на автобусе удлиняет маршрут на 4 км, по времени на 30 минут. Специального снаряжения не потребуется. 

Населенные пункты, через которые проходит маршрут 

Удмуртская Республика, Кизнерский район, деревня Безменшур и деревня Бертло.

Нитка маршрута 

Маршрут включает 9 объектов для знакомства и изучения особенностей истории и природы нашего края. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы – от современности к древности, некоторые исключения связаны с местоположением объектов.

Объект №1 – Памятник, землякам участникам ВОВ дер. Безменшур, ул. Школьная

Объект №2 – пруд на р. Безменшурка дер. Безменшур, ул. Школьная

Объект №3 – святилище д. Безменшур, ул. Верхняя д 12

Объект №4 – осокорь дерево долгожитель р. Казанка

Объект №5 – место старой деревни Шумесь р. Казанка

Объект №6 – бобровые запруды р. Безменшурка

Объект №7 – священные сосны р. Либрашур

Объект №8 – береза- памятник дер. Безменшур, ул. Школьная

Объект № 9 – школьный музей дер. Безменшур, ул. Полевая д.5

   Данное занятие совмещает классическую традиционную экскурсию с современной формой «квест» с включением игровых элементов. На каждой станции ребята находят следы (первого переселенца деревни Шумесь Шамея) с подсказками для дальнейшего пути следования.

 

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я проведу с вами эколого-краеведческую квест-игру «По следам Шамея». Мы совершим небольшую экскурсию по памятным местам Безменшура и познакомиться с судьбами его жителей. В ходе нашей экскурсии все смогут поделиться своими знаниями. Ваши выступления будут оцениваться жетонами, и мы выявим внимательного.

Объект №1. Памятник. Начнем мы нашу экскурсию с главной святыни нашей территории – это памятник землякам, погибшим в годы войны. Подобных памятников на территории Кизнерского района 9. Наш памятник интересен, уникален тем, что при строительстве памятника учителем истории Егоровым Алексеем Семёновичем была предложена трогательная идея – заложить в обелиск капсулу.

Вопрос: Как вы думаете, где была заложена капсула?

Экскурсовод 1: Организаторы строительства предложили вскрыть обелиск в 2000 г. Из материалов капсулы мы узнали историю создания памятника. Усилиями колхоза был залит фундамент, построен кирпичный обелиск. Вскоре привезли долгожданный памятник, при виде его все удивились, это были отдельные каменные детали, запечатанные в ящики. Прочитав инструкцию, стало ясно, что памятник собирается из отдельных частей. Следовало строить его медленно, склеивать детали только после высыхания. Через несколько недель посреди деревни возвысился памятник. Коллектив школы продолжил традицию Алексея Семеновича, и снова заложили капсулу.

Вопрос: Кто знает имена своих родственников – участников войны?

Учитель: В память о погибших, тех, кто совершил великий подвиг в борьбе за нашу счастливую жизнь, предлагаю зажечь свечи памяти. (Минута молчания)

Объект №2. Берег пруда

Учитель: Эта маленькая речка дала жизнь нашей деревне. По преданию в тихое укромное место переселились жители деревни Шумесь, которая находилась на берегу Казанки.

В.: Может у вас есть предположения, почему жители решили переселиться?

Экскурсовод 2. Читает стихотворение выпускника школы Огурцова Андрея «Безменшур».

 

Давно из далёкой омгинской земли

Удмурты в верховья Казанки пришли.

Что б строиться, стали леса корчевать

И, славя реку, тали жить-поживать.

Но только Казанка была широка

И не одного унесла рыбака.

И хлеба совсем не родила земля.

И люди решили покинуть поля.

И около маленькой тихой реки

Опять поднимаются срубы крепки.

Ту речку Бесменом назвали в кругу.

И встал Безменшур на ее берегу. [1]

 

Учитель: Из строк стихотворения вы узнали одну из причин переселения местных жителей. Река Казанка была полноводной и в ней тонули ребятишки. Вторую причину мы узнали из записей Петрова Д.П., переселению подтолкнуло восстание Емельяна Пугачева. В эти годы по деревне проезжали войска Пугачева и царские войска и отбирали овёс у местного населения. Приходилось обливать овес молоком, чтоб лошади не ели (см. прил. 2).

Экскурсовод 2: О происхождении названия деревни Безменшур сохранилась следующая легенда: слово безмен обозначает граница, шур – это речка, т.е. речка, являлась границей между двумя родами Омга и Бодья.

Игра «Рыбалка». Давайте немножко отдохнем, а попутно выясним, если среди нас любители рыболовы. Рыбки необычные загадочные, может, кому и попадется щука, исполняющая все желания.

Рыба – показатель чистоты воды в реке (хариус). Какие древние родовые общины проживали на территории Удмуртии? (Трык, Омга, Бодья). Расскажите происхождение названия вашего населенного пункта. Религия древних удмуртов (язычество). Назовите три великих вечных цвета? (красный, черный, белый). Вы счастливчик, Вам достался приз (вручаем календарь).

Объект №3. Святилище (куала)

Экскурсовод 1: Каждое событие в жизни наших предков сопровождалось ритуальными действиями, призванными помочь в жизни. В удмуртских деревнях моления проходили в семейном или родовом святилище. Работая над исследованием «Святилища нашей местности: прошлое и настоящее» мы посетили 6 семейных куала.

Экскурсовод 2: В старинном образе сохранилась семейная куала в хозяйстве Зои Прокопьевны. Я была удивлена, когда осмотрела её, почти все совпадало с описанием в книгах. На жердях подвеска, на которую подвешивали котел. Подвеску можно было по жердям перетаскивать горизонтально и даже сделана регулировка, чтобы поднимать и опускать котел. Сохранился очаг, сделанный из природный камней. На столе деревянная посуда, на полке стоит воршудный короб. Зоя Прокопьевна рассказывает, что её бабушка по воскресеньям наряжалась в праздничную одежду и пекла табани. Молилась в семейном куала, и только потом все садились за стол. Сама Зоя Прокопьевна не молиться, но каждый год перед Пасхой проводит уборку в семейном куала и протирает главную святыню – икону. Христианская икона в удмуртском святилище появилась вместо родового знака.

Экскурсовод 3: Нам не удалось найти фотографию родового куала, но из рассказов бабушек мы узнали, что внутренне устройство было схоже с семейным куала. А вот по внешнему виду отличалась тем, что с юго-восточной стороны, был построен треугольный пристрой, в два-три срубленных ряда. Туда складывали кости жертвенных животных. Возможно, такой пристрой, является отличительной особенность куала на нашей территории, т.к. в литературе не встречается такой факт.

Игра «Кот в мешке». Второй мой незаменимый спутник – это куль. Я попрошу вас достать любой предмет из этого куля и разгадать его тайну. Где и как использовались данные предметы?

1. Чесалка. Это чесалка для вычесывания льноволокна. На одном из классных часов бабушки нам рассказали и показали все этапы обработки льна. Это оказывается очень трудоемкая работа.

2. Игла для зашивания кулей. Мочало было на вес золота, ведь это единственный источник получить живые деньги.

3. Швейка. На первый взгляд он похож на прялку, а на самом деле женщины приспособили ее для шитья. Положив основу на стул, они садились на нее, а на верхнюю часть прикрепляли иголкой ткань. И не нужна больше помощь детей, и шить удобно. Здесь есть углубление для хранения ниток. Удивляешься, насколько умными и изобретательными были наши предки.

4. Кочедык. Инструмент для плетения лаптей и других предметов из лыка.

Вывод: Вот такие интересные экспонаты хранятся в музее и широко используются в деятельности учителей.

Объект №4. Осокорь

Экскурсовод 1: Глядя на это дерево, с раскидистой кроной, с огромным стволом в обхват руки пяти взрослых людей, невольно хочется спросить: «Из какого ты века чудо-дерево?». Но дерево молчит. Возраст этого дерева не могут определить даже пожилые люди деревни. Говорят, что в их детстве оно было уже таким огромным, как и сейчас. Но росло оно на левом берегу Казанки, река сменила русло и дерево оказалось на правом берегу. Тополя, как и все ивовые двудомные, т.е. имеются деревья только с мужскими цветами, и есть только "женские" деревья, состоят из пестиков. Наш Осокорь – самый что ни на есть мужской, стоит дозором над рекой, бдит!

Экскурсовод 3: А еще старожилы говорят, что это священное дерево. У удмуртов существовал культ дерева. Каждое верховное божество ассоциировалось со «своим деревом». Своему божественному покровителю поклонялись жители деревни Шумесь под черным тополем.

Задание: Измерить высоту и окружность ствола чудо-дерева.

Учитель: А сейчас давайте попрощаемся с ним. Подойдите к дереву, прижмитесь к нему своими ладошками, подарите ему немножко своего тепла, покажите ему свою любовь, а у дерева можете попросить здоровья и долголетия.

Объект №5. Находки в деревне Шумесь

Учитель: Эти археологические находки были найдены в 2017 году. Раскопаны на месте двух населенных пунктов Средняя Додьшур Омга и Шумесь, которые исчезли приблизительно во второй половине XVIII века. Легенда гласит, что деревня названа в честь первого переселенца Шамея. Эти вещи пролежали в земле приблизительно два с половиной века. Найдены они на глубине 15-20 см. А сейчас попытаемся отгадать предназначение этих предметов (старообрядческий крест, кресало, пуговицы, чешуйки – деньги петровских времен, держатель лучины, острога, перстни и браслеты).

Объект №6. Бобровые запруды

Вопрос: Как вы думаете, почему бобры часто меняют свое местонахождение?

Экскурсовод 2: Бобры у многих народов мира пользовались заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие, спокойный и серьезный нрав. Их трудолюбие доказывают наши фотографии. Бобры в прошлом были объектом интенсивной охоты из-за великолепного и прочного меха. Спасло бобров только то, что в 1922 году охота на них была запрещена. Бобров удалось спасти, но человек должен не исправлять причиненный природе им же вред, а не допускать вреда. От нас с вами зависит, останутся ли в будущем на планете. Я считаю бобровые запруды довольно интересным явлением, нашей достопримечательностью.

Экскурсовод 3: Но есть серьёзная проблема, эти запруды несколько лет загрязняли жители деревни. И если так будет продолжаться дальше, то бобры, скорее всего, покинут эти места. Мы стараемся делать все, чтобы этого не произошло. Со своими одноклассниками мы провели экосубботник и убирались на запрудах. Конечно, мы очистили лишь ничтожную часть, но ведь это уже что-то! Берегите природу и ценности своего края.

Объект №7. Культовый памятник – Священные сосны

Экскурсовод 1: Стоят пять памятных священных сосен. Им до сих пор преклоняются пожилые люди деревни Бертло. Еще до революции здесь было культовое сооружение святилище «Бадзым куала». Строительство таких культовых домов всегда сочеталось с деревьями, так как у удмуртов был культ преклонения дереву. Бадзым куала (молебенное место) – было местом проведения земледельческих обрядов, жертвоприношением животных, заклинаний, проводились экстренные моления по случаю засухи, града. Молебенного домика сейчас нет, а сосны так и стоят, и свято хранят культовые события той далекой давности. У нас возникло много вопросов по зарубкам на соснах, но ответа пока не нашли.

Вопрос: Давайте вспомним, какие правила поведения в лесу существуют.

(нельзя обижать птиц и зверей, разорять птичьи гнезда и муравейники, ломать деревья и разрушать грибницы, поджигать сухую траву и оставлять горящие костры – это может привести к лесным пожарам.

Объект №8. Природно-исторический памятник – береза.

Учитель: У этой березы счастливая судьба – хранить память о событиях гражданской войны 1919 года. В ту грозную весну, в мае 1919 года, отдельные формирования Колчака заняли Бертло и Безменшур. Основной задачей белогвардейцев был разгром комитета бедноты. Некоторым членам комитета удалось скрыться, а вот руководители по доносу местных жителей, были выловлены, вывезены в поле под березу и расстреляны. Береза сильно состарилась, верхушку ее сломало ветром. Видимо, от старости она потеряла крепость, жизнь начала медленно уходить из дерева. Но символом памяти скоро станет молодая береза, посаженная юннатами школы. Пусть она подрастет, и будет нести память о гражданской войне.

Объект №9. Мастер-класс по изготовлению кулей

Учитель: Встречают на этой станции наши помощники, бабушки, которые в своем детстве занимались изготовлением кулей.

Экскурсовод 3: Принцип работы станка и сам станок почти не отличаются от обычных ткацких станков. Только вместо челнока использовалась палочка с крючком на обоих концах (сусо), и за станком одновременно работали два человека. Зашивали мешки специально изготовленной дугообразной иглой.

Экскурсовод 1: «Мочало было в то время на вес золота, потому что это был единственный способ получить живые деньги. Заготавливать мочало приходилось втайне от работников лесного хозяйства. Ткали кули только вечерами до 12 часов, пока не выключали Машкинскую электростанцию. И готовый куль не так-то просто было продать. Хотя и стоил один куль всего лишь 57 копеек, но прокормить семью на эти деньги можно было.

Экскурсовод 1: В старину считали, что липа приносит счастье, потому-то и сажали ее вокруг храмов и домов. Учащиеся школы посадили липы в центре деревни вдоль оврага.

Рефлексия. Передавая ветку дерева, каждый делится своими впечатлениями о нашей экскурсии. Выявляем знатока истории родного края и награждаем.

Учитель: На память о нашей встрече мы дарим вам магнитики с изображением объектов, с историей которых вы сегодня познакомились 

Информационные ресурсы и методические материалы для работы  на маршруте 

Ссылка на группу в контакте «Память на века» https://vk.com/pamyat_na_veka_zemlyaki

Ссылка на группу в контакте Безменшур школа https://vk.com/bezmenshur_school 

Учебно-методический комплекс

   Экскурсовод использует специально подготовленный материал – «Портфель экскурсовода». Это комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Задача «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. К примеру, не сохранился первоначальный вид купеческого дома или береза-памятник, необходимый для раскрытия темы, но есть фотография.

Также в ходе экскурсии возникает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к событиям, связанными с историей нашей деревни (В.Г. Короленко, А.С. Гомоюнов, А.Р. Иванов, Петров Д.П.).

   Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. В нашем случае это рукопись Петрова Д.П., письмо послание молодому поколению Егорова А.С., очерк «Казанка шур дурын». И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (железные предметы, найденные на месте старой деревни Шумесь).

Наглядно-иллюстративный материал, используемый при реализации маршрута:

Легенда о происхождении деревни Безменшур

Записи Петрова Д.П., первого председателя колхоза «Герд»

Копия фотографии Петрова Д.П. 1945 года, г. Дрезден

Копия судебного приговора Кузнецова Е.П., 1943 год;

Послание молодым потомкам, заложенное в Памятник землякам, погибшим в годы ВОВ;

Письма с фронта Лебедева Георгия Павловича;

Фотография дома купца Кузнецова Андрея;

   Дело о прошении священника с. Сушей Малмыжского уезда Павла Красноперова о перечислении жителей д. Безменшур и Бертло в приход с. Рождественского, 1897-1898 гг.;

Фотография

Очерк Семена Самсонова «Казанка шур дурын»

Игра «Рыбалка», «Перестрелка» 

Список литературы

Кузнецова М.В. Земля Безменшурская. Очерки о прошлом и настоящем. – Ижевск: Шелест, 2016. – 33 с.

Образцы инструкций для экскурсии

Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий.

ИНСТРУКЦИЯ № 13

Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий .

I. Требования безопасности перед проведением экскурсии

1. Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности.

2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

3. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

5. Не начинать движение без указания педагога.

II. Требования безопасности во время экскурсии

1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога,самовольно не изменять установленный маршрут движения и месторасположения группы.

2. При движении обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться.

3. При переходе улиц, перекрестков, движении по улице соблюдать правила дорожного движения.

4. Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.

III. Правила поведения во время экскурсии в музей, на выставку:

— вести себя спокойно, сдержанно;

— внимательно осматривать, слушать, не перебегать беспорядочно отодного экспоната к другому;

— без разрешения ничего не трогать;

— громко не разговаривать;

— не забыть поблагодарить экскурсовода.

IV. Правила поведения во время экскурсии на природу:

— не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения;

— не пить сырую воду из открытых водоемов;

— употреблять питьевую воду из фляжки, которую необходимо взять с собой;

— сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус;

— не разжигать костер, не ломать деревья;

— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.

V. Требования безопасности по окончании экскурсии

1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.

2. Проинформируйте педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3. Уходить по окончании экскурсии, дождавшись разрешения педагога.

Дополнительные условия 

При составлении маршрута учитываются возрастные особенности экскурсионной группы, т.е. объекты можно варьировать. Также вариация зависит от погодных условий, в дождливую погоду трудно добраться до священных сосен. Иногда трудно определись места бобровых запруд, так как бобры ежегодно меняют место обитания.

Руководителю нужно иметь заряженные сотовые телефоны. Нужно заранее связаться с администрацией МБОУ «Безменшурская ООШ». Школа всегда идет на встречу, выделяет детей экскурсоводов и во всем помогает. При желании туристов питание организует МБОУ Безменшурская ООШ.