Туристический маршрут "В гости к Донды-батыру"





Ресурсы региона и района маршрута 

Данный маршрут находится на территории Глазовского района Удмуртской Республики, ведет из дер.Дондыкар к городищу-памятнику археологии 9-11 вв. Деревня Дондыкар расположена в 16 км. от города Глазова. Имеется асфальтированная дорога. Время в пути от Глазова до Дондыкара составляет 15-30 минут в зависимости от транспорта. Организованно автобусное сообщение по маршруту «Глазов-Дондыкар». В деревне вышка сотовой связи Теле-2, Интернет, работают магазин, сельский Дом культуры, отделение Почты России, фельдшерско-акушерский пункт, сельская библиотека, созданы музей народного образования Глазовского района и этнографический музей. 

Целевая аудитория 

Маршрут предполагает пешую экскурсию на древнее городище северных удмуртов Дондыкар, с посещением музеев, игровой программой. Возрастных ограничений нет. Рекомендуется детям с 6 лет, т.к. пеший маршрут составляет 1,5 км. от деревни по лесной тропинке. Маршрут знакомит с этнокультурными особенностями северных удмуртов. Является познавательным, психологически комфортным для представителей разных возрастов и культур. 

Ключевые направления (тэги) 

#В гости к Донды батыру #История #Культура #Традиции #Родной край

Маршрут интегрируется в образовательные и воспитательные программы 

Маршрут успешно интегрируется в дополнительную общеобразовательную программу «Краеведение», используется в реализации Рабочей программы воспитания МОУ «Дондыкарская СОШ», Осн6овной общеобразовательной программе НОО, ООО, СОО в предметной области «Окружающий мир», «История России. Всеобщая история», «География», «Обществознание» 

Цель и задачи маршрута

Цель:

Популяризация и сохранение национальной культуры северных удмуртов

Задачи:

-Познакомить с традициями северных удмуртов

-Показать археологический памятник-гордище Доны-кар

-Организовать интересный, познавательный досуг 

Возможные образовательные и воспитательные эффекты 

В результате предполагается знакомство, сохранение и поддержка этнокультурного многообразия РФ, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества. Это является одним из приоритетов современного образования, внесенного в требования ФГОС.

Поскольку МОУ «Дондыкарская СОШ» является инновационной площадкой, реализующей проект этнокультурной направленности, сохранения родного языка и истории, данный маршрут органично вписывается во все направления деятельности школы- урочной и внеурочной. В Рабочей программе воспитания направление реализуется через модули «Ключевые общешкольные дела», «Школьный урок», «Классное руководство» в соответствии с гражданским, патриотическим, духовно-нравственным направлением. В школе работает программа дополнительного образования «Краеведение». Краеведческий материал присутствует в рамках предметных областей «Окружающий мир», «История России. Всеобщая история», «География», «Обществознание. Также материал используется в организации проектной и исследовательской деятельности.

Формы работы на маршруте различны: познавательная экскурсия в этнографический музей школы (дер.Дондыкар, ул. Мира, д.22), прохождение игровой этнотропы, знакомство с археологическим памятником северных удмуртов городищем Донды-кар. 

Доступность для детей с ОВЗ 

Маршрут доступен для детей с ОВЗ, поскольку пешая экскурсия составляет около 1,5 км. Исключение составляют дети-колясочники, т.к. до городища нет дороги, путь проходит по лесной тропе. 

Сезонность 

Наиболее благоприятный сезон посещения маршрута июль-октябрь. Однако, учитывая наличие экспозиций в музее, игровой программы, театрализованной постановки о чепецких батырах, маршрут может функционировать круглогодично 

Продолжительность маршрута 

  Продолжительность маршрута составляет примерно 3,5 часа с учетом проведения экскурсии в этнографический  музей, игровой программой, чаепитием 

Протяжённость маршрута 

Протяженность маршрута от деревни Дондыкар-1,5 км. 

Населенные пункты, через которые проходит маршрут 

Деревня Дондыкар Глазовского района УР 

Нитка маршрута 

Туристический маршрут начинается в дер.Дондыкар на ул. Мира, д.20 в этнографическом музее. После экскурсии далее по ул. Мира движение продолжается до конца деревни с рассказом об улицах, обращается внимание на архитектуру современных построек и традиционных домов, демонстрируются пруды деревни. Далее маршрут проходит по лесной тропинке, во время прохождения по которой задействованы точки-площадки этнотропы: Бабушка-загадушка, Царство Нюлэсмурта (Лешего), Сказки старого Донды, Батырские забавы. 

На каждой остановке происходит знакомство с культурой северных удмуртов, их традиционной жизнью. Бабушка загадывает традиционные удмуртские загадки. Объясняет, почему именно так они сформулированы, какую смысловую нагрузку несут. Нюлэсмурт (Леший) открывает свои кладовые- вспоминаются съедобные и лекарственные растения, заваривается и дегустируется травяной чай. Старый Донды просит вспомнить легенду о зачепецких батырах, разыгрывается один из ее элементов. Батырские забавы включают знакомство с удмуртскими играми. 

Далее маршрут доходит до городища, происходит знакомство с результатами археологических раскопок, проведенных ленинградскими археологами под руководством Смирнова в начале 20 в. 

Информационные ресурсы и методические материалы для работы  на маршруте 

vk.com›wall-35774300_59315

Дондыкарское городище (Дондыкар) (удм. «городище богатыря Донды») — археологический памятник федерального значения, городище Чепецкой археологической культуры. Располагается севернее города Глазова (Удмуртская Республика), в 1 км к северо-востоку от деревни Дондыкар. Городище занимает мыс высотой около 10 м, укреплено небольшим валом, площадь составляет 22 тыс. кв.м. Население городища было судя по всему пермским. Городище исследовалось в ходе раскопок 1926—1939 годы под руководством А. П. Смирнова. Были вскрыты остатки 19 жилищ, мастерские, сараи, очаги, собран богатый вещевой материал, характерный для Чепецкой культуры.

textarchive.ru›c-1129989.html

Легенда «Батыр Донда – хранитель земли удмуртской». Жил да был в старые престарые, добрые времена честный батыр-Донда. Любил и уважал его народ. Много легенд и сказаний сложили о нем благодарные люди. На север, от города Глазова, за рекой Чепцой, и теперь стоит д. Дондыкар, а в далекие времена это был город, городище-кар! А маленькая деревенька Донда стоит рядом с дорогой в поселок Понино. Сама же дорога идет через Дондинскую гору. В деревеньке теперь никто и не живет, а гору… когда стоили дорогу – подрезали. Но помнят, не забывают люди Донду. Послушайте и вы одна из сказаний о Батыре Донде. Батыр Донда – хранитель земли удмуртской. Времена событий древних пролетели и забылись.

Учебно-методический комплекс

О жизни и занятиях населения, археологических находках можно познакомиться в книге М.Г.Ивановой «Чепецкие древности» (http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/40572)

Список литературы

1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов.-Ижевск, Удмуртия, 1997г

2.География Удмуртии. Учебник для 8-9 классов (под ред. Козловой Н.Т., Рысина И.И). -Ижевск, Удмуртия, 2008г

3. Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории IX-XIX вв. -Ижевск, Удмуртия, 1994г

4.Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. -Ижевск, Удмуртия, 1994г

5. Иванова М.Г. Чепецкие древности. -Ижевск, Удмуртия, 1985г

6. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край. Приложение к учебнику «География. Государства Евразии» для 9 класса. -Ижевск, Удмуртия, 2006г 

Образцы инструкций для экскурсии

Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий.

ИНСТРУКЦИЯ № 13

Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий .

I. Требования безопасности перед проведением экскурсии

1. Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности.

2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.

3. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

5. Не начинать движение без указания педагога.

II. Требования безопасности во время экскурсии

1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога,самовольно не изменять установленный маршрут движения и месторасположения группы.

2. При движении обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться.

3. При переходе улиц, перекрестков, движении по улице соблюдать правила дорожного движения.

4. Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.

III. Правила поведения во время экскурсии в музей, на выставку:

— вести себя спокойно, сдержанно;

— внимательно осматривать, слушать, не перебегать беспорядочно отодного экспоната к другому;

— без разрешения ничего не трогать;

— громко не разговаривать;

— не забыть поблагодарить экскурсовода.

IV. Правила поведения во время экскурсии на природу:

— не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения;

— не пить сырую воду из открытых водоемов;

— употреблять питьевую воду из фляжки, которую необходимо взять с собой;

— сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус;

— не разжигать костер, не ломать деревья;

— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.

V. Требования безопасности по окончании экскурсии

1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.

2. Проинформируйте педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3. Уходить по окончании экскурсии, дождавшись разрешения педагога.

Дополнительные условия 

Туристический маршрут функционирует в будни с 9.00 до 14.00.

В выходные-по договоренности. Стоимость программы составляет 50 руб. для детей, 100 руб. для взрослых.

Предполагается проработка возможности использования в будущем году Пушкинской карты

В качестве дополнительной услуги возможен обед ,который нужно заказывать заранее.Стоимость обеда от 100 руб. Также есть возможность знакомства с национальной кухней удмуртов (дегустация перепечей, табаней) за отдельную плату и проведения мастер-классов по приготовлению традиционных блюд удмуртской кухни (заказывается заранее)