Сарапул купеческий

Ресурсы региона и района маршрута 

Этот старинный город на Каме облюбовал крутой высокий берег. Этот город богат на архитектурные достопримечательности прошлых эпох и интереснейшие музейные коллекции. Расцвет Сарапула приходится на конец XIX – начало XX веков. В это время местные купцы не только преобразили родной город, подарив ему удивительные архитектурные шедевры в стиле модерн, но и высоко подняли значение уездной столицы в делах промышленных, торговых, финансовых и даже политических! Сарапул связан с судьбами многих выдающихся людей: городской голова П.А. Башенин, кавалерист-девица Н.А. Дурова, участница Первой Мировой войны А.Т. Пальшина, автор произведения «Повесть о рыжей девочке» Л.А. Будогоская, «русская Мата Хари» М.И. Коненкова, художники А.А. и П.А. Сведомские, академик Н.В. Мельников и др.

Сарапул – второй по величине город Удмуртской Республики. Первое упоминание о Сарапуле – 1579 год, статус города присвоен в 1780 году.

Численность населения города на 1 января 2022 г. составила 93 380 человек, из них 56,0% - население в трудоспособном возрасте, 18,8% – дети до 14 лет и 25,2% – население старше трудоспособного возраста. В численности населения преобладают женщины, их доля составляет 55,43%. Средний возраст жителей города составляет 40,88 года.

Основу экономики города обеспечивает крупный промышленный комплекс, представленный отраслями машиностроения и пищевой промышленности.

В структуре объема отгруженных товаров г. Сарапула по итогам 2021 года преобладает пищевая промышленность – 46,8%, машиностроение – 40,5%, цветоводство – 1,9%, легкая промышленность – 1%, прочие – 9,8%.

Три градообразующих предприятия: АО «Сарапульский электрогенераторный завод», АО «Элеконд», АО «Сарапульский радиозавод» – относятся к отрасли машиностроения, связаны единым заказчиком (специализируются на выпуске оборонной продукции), технологией и кадровыми ресурсами.

Паспорт муниципального образования "Характеристика уровня социально-экономического развития муниципального образования "Город Сарапул" 2021 год (скачать) 

Целевая аудитория 

12+

Обучающиеся 5-11 классов 

Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями,  малыми группами. 

Ключевые направления (тэги) 

#История #Культура #Патриотика #Традиции #Герои #Природа #Космос #Исследователи #Наследие #Будущее #Родной_край 

Маршрут интегрируется в образовательные и воспитательные программы 

- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – история, литература, мировая художественная культура, технология, география), в рамках внеурочной деятельности

- дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, художественная направленности)

- программы воспитательной работы

- программы внеурочно деятельности

Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: досуговый, ознакомительный, просветительский. 

Цель и задачи маршрута

Цель:

- Патриотическое воспитание

 

Задачи:

-- Углубление предметных знаний и умений по курсу «История России. Всеобщая история»,  раздел, посвященный  истории России  ХХ века, Россия XIX века.

- Формирование универсальных учебных действий в самостоятельной исследовательской работе;

- Формирование гражданской идентичности через осознание  исторической роли советского народа, земляков в победе, в разгроме гитлеровской Германии

- Расширение имеющихся знаний по истории России через краеведение;

- Формирование у обучающихся чувство гордости и уважения к истории России, Удмуртской Республики

- Развитие познавательной, творческой активности учащихся

  По окончании маршрута предполагается оформить проектную, исследовательскую работу для участия в региональных, всероссийских конкурсах. 

Возможные образовательные и воспитательные эффекты 

В результате прохождения маршрута учащиеся овладевают дополнительными знаниям по истории России, Удмуртии, города Сарапула.

 

Метапредметные  результаты-в освоении межпредметных понятий, формировании универсальных учебных действий (самостоятельно определять цели деятельности, составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, самостоятельно оценивать и принимать решения, освоение навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности).

 

Личностные результаты – саморазвитие и личностное самоопределение, мотивация к обучению и познанию, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

 

Создать условия для  социального, культурного  и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, для достижения результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, основной общеобразовательной программы среднего общего образования

Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:

– рассказы, беседы, истории об  известных людях, значимых событиях, легендах;

– использование интерактивных материалов. 

Доступность для детей с ОВЗ 

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий (нарушения зрения, слуха, интеллекта) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки. 

Сезонность 

Круглогодично

Продолжительность маршрута 

3 часа

Протяжённость маршрута 

0,7 км пешком

4 км на автобусе

Населенные пункты, через которые проходит маршрут 

Удмуртская Республика, город Сарапул

Нитка маршрута 

Обзорная экскурсия по г. Сарапулу. Центральная площадь г. Сарапула, памятник кавалерист-девице Н. А. Дуровой. Набережная реки Кама. Пожарная каланча

Л. А. Будогоская «Повесть о рыжей девочке»

Памятники архитектуры конца ХIХ в. – начала ХХ века. 

Карта маршрута

Информационные ресурсы и методические материалы для работы  на маршруте 

На доработке


Учебно-методический комплекс

Список литературы

Образцы инструкций для экскурсии

Дополнительные условия 

посещение  Дачи П. А. Башенина, Посещение первого музея Удмуртии – музея истории и культуры Среднего Прикамья .