1. Культурно-исторические ресурсы:
Куала и другие элементы традиционного двора. Наличие таких элементов, как куала, ворота, кенос, наличники, позволяет подробно рассмотреть их конструкцию и значение в культуре удмуртов.
2. Природные ресурсы:
Ландшафтные особенности населенного пункта. Окружающая природа села Яган-Докья может служить дополнительным ресурсом для экскурсий, демонстрируя природные условия, в которых жили и трудились удмурты.
3. Образовательные ресурсы:
МОУ СОШ села Яган-Докья. Школа может предоставить образовательные материалы и поддержку для разработки и проведения экскурсий.
4. Туристические ресурсы:
Инфраструктура для приёма туристов.
6+
#Куала #История #Культура #ган-Докья #Родной край
1. История и культура Удмуртии: экскурсия может быть включена в курс истории и культуры Удмуртии для изучения традиционного быта удмуртского народа.
2. Краеведение: маршрут может стать частью уроков краеведения, направленных на изучение истории и культурного наследия родного края.
3. Проектная деятельность: обучающиеся могут разработать проекты, связанные с исследованием традиционных построек удмуртского двора, их историей и значением.
4. Кружки и секции: маршрут может быть использован в рамках работы кружков и секций по истории, культуре и архитектуре для более глубокого изучения темы.
5. Экскурсии и походы: экскурсия может стать частью программы школьных экскурсий и походов, направленных на знакомство с культурным наследием региона.
6. Творческие проекты: учащиеся могут создавать творческие проекты, такие как рисунки, поделки или презентации, основанные на впечатлениях от экскурсии.
Цель:
Знакомство школьников и взрослых с прошлым родного села и сохранение в памяти сельчан и гостей села уходящие в прошлое традиции постройки придомовой территории (усадьбы) вокруг дома удмуртов
Задачи:
1. Познакомить участников экскурсии с историей села Яган-Докья и его разделением на старинную (Яган) и современную (Совхоз) части.
2. Рассказать о культурном и историческом значении села для удмуртского народа.
3. Познакомить с особенностями традиционной постройки придомовой территории (усадьбы) у удмуртов.
4. Объяснить значение и особенности конструкции куалы и других элементов традиционного двора южных удмуртов (ворота, кенос, наличники).
5. Рассказать об особенностях быта и традициях удмуртского народа, связанных с усадьбой и придомовой территорией.
6. Развить интерес к истории и культуре родного края, а также уважение к традициям и наследию предков.
7. Способствовать сохранению памяти о традиционных постройках и быте удмуртов среди сельчан и гостей села.
8. Стимулировать участников экскурсии к дальнейшему самостоятельному изучению истории и культуры удмуртского народа.
Образовательные эффекты:
Расширение знаний об истории и культуре Удмуртии.
Развитие интереса к краеведению.
Получение знаний о традиционных постройках.
Проектная и исследовательская деятельность.
Воспитательные эффекты:
Формирование уважения к культурному наследию.
Развитие бережного отношения к истории родного края.
Стимулирование любви к родному краю.
Воспитание патриотизма и гражданской идентичности.
Маршрут доступен для детей с ОВЗ
Круглогодично
3 часа
2 км
с. Яган-Докья Малопургинский район Удмуртская Республика
Прибытие в село Яган-Докья. Рассказ о его истории
Экскурсия по улице Подгорной, которой более 600 лет
Остановка с экскурсией в хозяйстве Наумовой Л.В., рассказ о строительстве поддворья удмуртов и вход в куалу и рассказ о ней. (улица Подгорная). Рассказ, фотографирование, вопросы.
Остановка в хозяйстве Гереевой Л.С., рассказ и экскурсия по кеносу (улица Подгорная). Рассказ, фотографирование, вопросы.Переход экскурсионной группы на улицу Школьную: старинные ворота села. Рассказ, фотографирование, вопросы.
Продолжение экскурсии по улице Школьной и рассматривание наличников.
Завершение экскурсии.
Куала
Самое важное место в языческих верованиях удмуртов занимали семейнородовые культы. Проявлялись они в культе воршуда — это родовая или семейная святыня, покровитель семьи. Местом обитания воршуда считалась куала. Поэтому куала, на наш взгляд, самое важное место занимала во дворе южных удмуртов. Куала могла быть большая — родовая общинная — Быдзым Куала, или малая — семейная — Покчи Куала. По внешнему виду они почти не отличались, только размерами. Они представляли собой бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служила для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь, окон не было.
В родовой куале проводились моления 3-4 раза в год: на Пасху (Быдӟым нунал), Петров и Покров день. Только тогда разрешалось войти в куалу, поэтому обряд так и назывался — куала пырон, то есть вхождение в куалу. Самое большое моление, длившееся почти неделю, происходило осенью на Покров (14 октября). Если в семейной куале обряд проводил глава семьи со своей супругой, то в родовой куале был выборный жрец — вӧсясь, что обозначает — «человек, который молится». Обычно его выбирали на 12 лет или даже пожизненно. Обязательные атрибуты жреца — головной убор и берёзовые ветви, которые спускались с плеч. В куале святыней, наряду с самим воршудом, считался очаг, а также висящая над ним цепь.
К сожалению в нашей куале, которая находится в селе ЯганДокья Малопургинского района, а селу более 600 лет, далеко не все сохранилось, что было еще 2-3 десятилетия назад. Но вот камни и котел, который теперь не висит на цепи, а находится в центре очага, здесь те же самые, которые, думается, были установлены здесь со времени постройки куалы.
Дом моих бабушки и деда, Наумовых Людмилы Васильевны и Аркадия Ивановича относительно новый: он построен в 1975 году, а вот большинству построек более 100 лет. Здесь есть кенос, яма (е-гу, где зимой заготовляли лед к лету), конюшни для скота и куала. Наша куала построена примерно во конце 19 века (бывшими хозяевами этого участка, родственниками семьи по линии деда, это был один боляк). Она представляет собой небольшое срубное помещение (примерно 4 на 5 метров) без пола, потолка и окон, с одной дверью. Крыша двускатная и раньше было отверстие в крыше для выхода дыма, сейчас мы его закрыли и сделали небольшое окно под самой крышей. В центре куалы, на земляном полу, (как мы уже сказали) располагается каменный очаг. Вдоль стен устанавливаются лавки. Над очагом на балке с помощью цепи и железного крюка подвешивался котёл, сейчас он лежит прямо на камнях.
В правом переднем углу куалы располагается полка (вроде божницы), под которой иногда устраивают шкаф для посуды, он раньше тут был. Еще здесь был «воршудный короб» (удм. воршуд куды), сделанный из лыка. В нём, по традиционным представлениям удмуртов, обитает воршуд — дух-покровитель рода. В нашем воршудном коробе хранились красивые перья птиц, перевязанные красной нитью, кусок ржаного хлеба, рыбьи кости.
Среди множества языческих богов только один воршуд имел конкретное место поклонения – куалу. Не было ни одного более или менее значительного события в жизни удмуртской семьи, по поводу которого не обращались бы к семейному покровителю. Это и рождение ребенка, и появление приплода у скотины, свадьба, проводы в армию, неурожай и даже выпечка табаней.
Моления проводились до 70 раз в год. Глава семьи с ритуальной чашей с кашей или блинами, а также все присутствующие вставали лицом к переднему углу, где находилась полка с воршудным коробом, который является, по мнению удмуртов, местом обитания семейного божества – воршуда. Для проведения семейного моления в куале пекли блины, пироги, иногда закалывали птицу: утку, гуся, на поминки – петуха или курицу, или варили щи с мясом, иногда просто кашу на молоке.
Мой папа еще помнит, как в этой куале все вместе собирались по праздникам и варили кашу, ели стряпню. Сейчас, уже более 20 лет, мы здесь не собираемся, долгое время бабушка в этом котле варила кашу для уток и куриц, иногда прямо здесь их разделывала на мясо, возможно, произносила какие-то слова (молилась, приносила жертву в виде птиц). Но теперь уже об это спросить не у кого.
Двор
Улицы и дворы удмуртов традиционно строились возле оврага, речки. Наша улица Подгорная одна из самых старых улиц села, тоже тянется вдоль речки Яганки, недалеко от Большого родника (Бадзим Ошмес). Жилые дома ставили на красной линии улицы. Со стороны улицы один из передних углов занимает дом, по другую сторону ворот - амбар (кенос). Стена избы, ворота и стены амбара расположены на улице по одной линии. Окна избы обрамлялись наличниками с разнообразным орнаментом. Между воротами и избой, между воротами и амбарами – глухой забор.
Усадебные постройки удмуртов представляли собой единый комплекс, состоящий из жилого дома и хозяйственных строений. Наш двор бабушки именно такой. Усадьба (юртъер) была в виде вытянутой буквы «П», обращенная ножками к улице, т.е. подковообразная застройка, за пределами усадьбы у нас находится ледяная яма (е гу), которой мы тоже не пользуемся, но и не убираем ее, оставляя все так же, как было при жизни деда и бабушки. Изгороди были различны. Огороды, загоны для скота обносились пряслом (кенер). С улицы заборы встречались дощатые и в заплот (из бревен). В нашем селе бревенчатых заборов почти не осталось.
Ворота.
Ворота (капка) у южных удмуртов в большинстве случаев деревянные: досчатые с двускатной крышей на мощных деревянных столбах, ассиметричные – с одной калиткой и большими воротами, в которые раньше въезжали повозки лошадей с различным грузом. Во дворе: дом (корка), клеть – летняя изба (кенос), навес (липетул), хлев (коргидъес), семейное святилище (куала). Двор открытый без навеса.
Во многих усадьбах села сохранились все надворные постройки: изба (корка) с сенями и клетью, где можно познакомиться с гостевым обрядом южных удмуртов; спальная клеть (кенос), семейное святилище (куала), где проводились моления в честь покровителя рода и семьи «Воршуд», также куала служила летней кухней; хлев (коргид). На подворье разводятся домашние животные и птицы: кролики, куры. Баня расположена за усадьбой.
Все эти постройки вряд ли можно в начале 21 века увидеть во всех удмуртских дворах Яган-Докьи, но очень многие семьи стараются сохранить свои ворота. Ворота (капка) с узорными столбами в виде солярных знаков-оберегов мы можем наблюдать на нескольких улицах села.
Кенос.
Удивительно разнообразие типов кеноса. Он может быть одинарным и двойным, одно- и двухэтажным, свайным и с промежуточными комнатами и т. д. Много также и вариантов его расположения в ансамбле крестьянской усадьбы. Кенос может стоять в одну линию с корка, соединяясь с ней в одно целое через сени (корказь). Довольно часто кеносы располагаются также перпендикулярно дому. Но до середины XIX века они чаще всего свободно, без каких-либо правил размещались по территории усадьбы.
Наш кенос одноэтажный и расположен во дворе напротив дома. Еще несколько десятилетий назад им пользовались как летним домом. Повседневная и праздничная, передававшаяся из поколения в поколение, одежда развешивалась на втором этаже кеноса на специальной жерди – «сюры». Такие жерди навешивались и снаружи, вдоль галереи – на них одежду просушивали. В нашем кеносе и сейчас висит старинная одежда, полотенца, вышивки, есть устаревшая посуда и другая утварь.
Наличники.
Вряд ли кто-то будет спорить, что секрет очарования, присущего старинным деревянным домам села, кроется в наличниках. Мы готовы провести вас по улочкам нашего села, где до сих пор можно отыскать немало интересных примеров того, как на селе в прошлом украшали окна.
Солнечные, или солярные, знаки - один из самых частых символов, встречающихся в деревянном зодчестве удмуртов. На некоторых наличниках солнце узнаваемо, на других изображается весьма стилизованно. Пожалуй, самые красивые в нашем селе - резные наличники, украшенные богатым затейливым орнаментом. Особенно эффектно смотрится контрастная резьба. Причем орнамент может быть выполнен не только из дерева, но и современные наличники могут быть и из пластика, из жести.
Вывод
В нашем селе сохранилось еще много построек прошлого века и даже конца века 19-го. Иногда это целые дворы, как у моей бабушки, где можно рассматривать все дворовые постройки: от ворот до куала, было бы желание. Ведь пройдет совсем немного лет или 1-2 десятилетия и улицы и дворы моего родного села станут совсем другими.
…Именно из таких старинных дворов уходили на фронт мужчины и женщины нашего села, как и оба моих прадеда. Готов провести экскурсию по селу для тех, кто интересуется стариной и жизнью села. А вы готовы?..
1. Коробейников А. В. По кривой дороге. Или к чему привело нашу науку забвение трудов о. Николая Блинова // Иднакар: методы историкокультурной реконструкции. 2009. № 3
2. Шумилов Е. Ф. Архитектура удмуртской крестьянской усадьбы / Е. Ф. Шумилов // Искусство Удмуртии : сб. ст. - Ижевск, 1975. - С. 215–232.
3. Владыкин В. Е. Поселения и жилище / В. Е. Владыкин, Христолюбова Л. С. // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 61-71.
4. Владыкин В. Е. поселения и жилище / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 61-71.
Образцы инструкций для экскурсии
Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий.
ИНСТРУКЦИЯ № 13
Правила безопасного поведения обучающихся во время экскурсий .
I. Требования безопасности перед проведением экскурсии
1. Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности.
2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.
3. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.
4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
5. Не начинать движение без указания педагога.
II. Требования безопасности во время экскурсии
1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога,самовольно не изменять установленный маршрут движения и месторасположения группы.
2. При движении обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться.
3. При переходе улиц, перекрестков, движении по улице соблюдать правила дорожного движения.
4. Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
III. Правила поведения во время экскурсии в музей, на выставку:
— вести себя спокойно, сдержанно;
— внимательно осматривать, слушать, не перебегать беспорядочно отодного экспоната к другому;
— без разрешения ничего не трогать;
— громко не разговаривать;
— не забыть поблагодарить экскурсовода.
IV. Правила поведения во время экскурсии на природу:
— не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения;
— не пить сырую воду из открытых водоемов;
— употреблять питьевую воду из фляжки, которую необходимо взять с собой;
— сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус;
— не разжигать костер, не ломать деревья;
— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.
V. Требования безопасности по окончании экскурсии
1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.
2. Проинформируйте педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3. Уходить по окончании экскурсии, дождавшись разрешения педагога.
Автор маршрута: Иван Н., обучающийся МОУ СОШ села Яган-Докья Малопургинского района Удмуртской Республики. E-mail: schooljad@yandex.ru
Руководитель проекта: З. М. Гондырева, педагог дополнительного образования.